Министр регионального развития Виктор Басаргин назвал вчера иностранных инвесторов «пылесосами». Они высасывают из России ресурсы, вывозят их за рубеж, а в переработку сырья непосредственно на территории РФ не вкладываются. Так что теперь во всех бедах российской экономики, по мнению чиновников, оказались виноваты сами инвесторы. Независимые эксперты напомнили, что Россия до сих пор не смогла преодолеть свое сырьевое проклятие. Даже повышение экспортных пошлин на лес-кругляк не подвигло инвесторов вложиться в деревообработку внутри РФ. Проблема в том, что инвестклимат в стране до сих неблагоприятен.
Иностранные инвесторы, которых правительство стремится привлекать в Россию, оказались «пылесосами», высасывающими из страны сырьевые ресурсы. Они вовсе не хотят вкладываться в переработку российского сырья и в открытие своих предприятий непосредственно на территории РФ. Это не устраивает Россию, у нее иная политика, сообщил глава Минрегиона Виктор Басаргин на VII Байкальском экономическом форуме в понедельник. «Без обиды для наших иностранных инвесторов, но они работают по принципу «пылесоса». Высасывают сырьевые ресурсы, вывозя их за рубеж, для того чтобы там осуществлять более глубокую переработку, – сказал Басаргин и добавил: – Вся глубокая переработка, в том числе древесины и минерально-сырьевых ресурсов, должна проводиться здесь, на территории РФ». Басаргин произнес, казалось бы, правильные слова. Инвесторы действительно используют Россию скорее как кладовую ресурсов, а не как современного партнера, который может предоставить площадки для развития бизнеса. Но конкретный адресат претензий Басаргина остался для наблюдателей все же загадкой. Правительству, премьер-министру Владимиру Путину, Министерству экономического развития (МЭР) или Таможенной службе – кому именно Басаргин жаловался на то, что Россия ничем, кроме запасов сырья, привлечь иностранный бизнес не может? Ведь очевидно, что в сложившейся ситуации инвесторы «виноваты» в самую последнюю очередь.
Незаинтересованность инвесторов в переработке сырья внутри России не раз обсуждалась первыми лицами страны. Еще в докризисные годы правительство озаботилось тем, что российские соседи – в частности Финляндия – для своей целлюлозно-бумажной промышленности активно скупали у РФ лес-кругляк. То есть Россия поставляла партнерам самое простое сырье, которое только можно придумать, и оставалась в стороне от производства более сложной продукции. Тогда правительство решило поднять вывозные пошлины на лес-кругляк, чтобы простимулировать иностранных инвесторов переместить переработку сырья внутрь России. В июле 2007 года пошлины выросли с 4 до 10 евро за 1 кубометр. С 1 апреля 2008 года экспортные пошлины на круглый лес составляли уже 25% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр. Окончательно прекратить экспорт необработанной древесины предполагалось с 1 января 2009 года – после введения запретительной экспортной пошлины на уровне 50 евро за 1 кубометр. Но кризис-2008 скорректировал планы правительства. Введение запретительной пошлины на вывоз из России круглого леса было отложено на год. В 2010 году мораторий продлили.
Как показала практика, постепенное повышение пошлин на лес не привело к активному притоку инвесторов, желающих вложиться в переработку российского сырья внутри РФ. Большинство иностранных инвесторов скорее заняли выжидательную позицию. А с началом острой фазы кризиса вообще стали сворачивать свои проекты.
В стране катастрофически не хватает деревообрабатывающих предприятий. В отрасли эксплуатируется физически и морально устаревшая техника, которая порой стоит на предприятиях еще со времен Советского Союза и износ которой достигает 80%. До сих пор используются технологии с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В таком состоянии отрасль требует огромных и долгосрочных инвестиций. Ранее представители Минпрома оценивали потребность в инвестициях на уровне 1,2 трлн. руб. вплоть до 2020 года. И это еще довольно скромные оценки. В 2008 году России удалось заключить инвестпроекты лишь на 144 млрд. руб. Однако заключение проекта не гарантировало ренессанс лесной промышленности, ведь с учетом особенностей российской бюрократии строительство новых предприятий могло бы растянуться на 5–7 лет.
Независимые эксперты соглашаются: стимулирование инвесторов к развитию переработки российского сырья на территории России – верный подход, он способствует развитию внутреннего потенциала и росту ВВП. «Даже если товар будет предназначен для вывоза, а не для внутреннего потребления, задействовать местные ресурсы выгодно – для улучшения качества сервиса, развития транспортной отрасли, инфраструктуры места, где будет производиться переработка сырья», – рассуждает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. Поэтому властям необходимо создавать для инвестора дружественную среду, способствовать решению налоговых и административных вопросов, обеспечивать их квалифицированными кадрами, предоставлять экономические преференции и льготные условия на время разгона производства, считает Микаелян.
Если же Россия хочет сама производить продукцию на экспорт, а не только предоставлять иностранцам первичное сырье, то от нее потребуются немалые инвестиции, в том числе в поднятии собственного статуса на мировом рынке. «Чтобы вывозить за рубеж не лес-кругляк, а отечественную мебель и бумагу, необходимо, чтобы соответствующие бренды пользовались спросом у зарубежного потребителя. А пока мы видим, что и в самой России статусная мебель продается в основном под импортными марками. Проблема упирается в профессиональный дизайн, грамотное позиционирование и рекламные расходы», – замечает гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский.
|