История КалугиКалуга – административный центр Калужской области Российской Федерации. Калуга впервые упоминается в грамоте литовского князя Ольгерда в 1371 году. Этот год считается датой основания города. В 1389 году он окончательно вошел в состав Московского княжества. С этого времени судьба Калуги неразрывно связана со становлением и историей государства Российского. Как сторожевая застава, город-крепость, построенный на Оке, невдалеке от впадения в нее реки Угры, на берегах которой 525 лет назад в «великом противостоянии» было окончательно преодолено татаро-монгольское иго, – Калуга была форпостом Московского государства, надежной преградой от набегов иноземцев с юга и запада. В 1505 – 1518 годах объявления Калуга являлась удельным княжеством, затем полностью отошла к Москве. В 1587 и в 1595 годах калужский воевода Безник наголову разбил орды крымских татар, окончательно прекратив, тем самым, их нашествия на Москву. В Смутное время – в 1606 году – Калуга стала прибежищем для войск «наибольшего царского воеводы» Лжедмитрия I – одного из предводителей первой в России «крестьянской» войны – Ивана Исаевича Болотникова. С января по декабрь 1610 года в Калуге укрывался с Мариной Мнишек и Лжедмитрий II. Этот самозванец был убит 11 декабря в пригороде Калуги, во время прогулки, своим телохранителем – крещеным татарским князем Петром Урусовым. Останки Лжедмитрия были захоронены в Троицком кафедральном соборе Калуги, но время не сохранило места этого захоронения. В том же 1610 году калужане наотрез отказались присягать польскому королевичу Владиславу. В 1618 году войска гетмана Сагайдачного с запорожскими казаками разорили Калугу, вырезав практически все её непокорное население. После воссоединения Украины с Россией Калуга потеряла прежнее значение пограничной крепости. В том же – 1654 году – две трети населения города погибло от морового поветрия. В живых осталось всего около тысячи калужан. В 1719 году Калуга становится центром Калужской провинции в составе Московской губернии. В 1723 и 1737 годах Калуга обезлюдела в связи с голодом. Практически дотла город сгорал в 1742, 1754, 1756, 1760 и 1761 годах. В 1771 году Калугу настигла эпидемия чумы, во избавление от которой – ежегодно – 2 сентября устраивался крестный ход с чудотворной иконой Калужской Божьей Матери. 15 декабря 1775 года Калугу посетила императрица Екатерина II. Результатом этой поездки стало учреждение (по указу от 24 августа 1776 года) наместничества и создания Калужской губернии. Первым наместником 15 января 1777 года стал генерал-поручик Михаил Никитич Кречетников. 10 марта 1777 года высочайше были утверждены гербы городов наместничества, в первую очередь – самой Калуги. В этом же – 1777 году в городе были открыты: образовательные и духовные учреждения, драматический театр. Практически все памятники истории архитектуры Калуги, сохранившиеся и доныне, - были построены согласно лично утвержденному Екатериной II «регулярному плану застройки». Существует предание, что город, согласно этому плану, должен был – с высоты птичьего полета – олицетворять собой портрет Великой российской императрицы в полный рост. «Маленьким Константинополем» назвал Калугу Николай Васильевич Гоголь, впервые увидевший наш город с правого берега полноводной красавицы – Оки. Около 40 церквей, многие из которых и сегодня – действующие – возвышались тогда своими куполами над губернским центром. В 1740 году известным тогда промышленником Евдокимом Демидовым, на речке Вырка, были заложены плотина и железоделательный завод. Этот год можно считать началом промышленного производства в Калуге. Спустя 12 лет, на этом заводе из-за каторжных условий труда вспыхнуло восстание ромодановских рабочих. Подавить его смогли лишь с помощью регулярных царских войск. Ничего не скажешь – мастеровой, работящий, но своенравный и вольнолюбивый народ населял тогда нынешнее калужское Правобережье, до сих пор именуемое в народе Гамаюнщиной. А от былого демидовского заводского комплекса сегодня осталось лишь излюбленное место отдыха для многих калужан – озеро Вырка. Располагаясь на перекрестке оживленных гужевых и водных путей, – Калуга достигла в XYIII - XIX веках своего расцвета, превратившись в крупный промышленно-торговый центр. Главными промышленными производствами были: парусно-полотняное и канатное. Отсюда велась широкая торговля с Москвой и Санкт-Петербургом, Поволжьем и Украиной. Торговые связи поддерживались и с иностранными державами: Англией, Персией, Китаем, Турцией, Голландией… Важную роль сыграла Калуга в Отечественной войне 1812 года, фактически став крупнейшей тыловой базой русских войск. Здесь формировалось вооруженное ополчение для действующей армии, заготавливались фураж, продовольствие, собирались денежные средства. Калужская земля, в годы Отечественной войны, снабдила всем необходимым и направила в действующую армию 15 тысяч хорошо вооруженных ратников. За это особо поблагодарил калужан в своем письме от 30 сентября 1812 года Главнокомандующий русской армией фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Во второй четверти XIX века Калуга по численности населения превышала такой известный торгово-ярмарочный центр России, как Нижний Новгород. С переходом отечественного флота на паровые двигатели; постепенным обмелением Оки и прекращением по ней речного судоходства; со строительством в 1874 году Сызрано-Вяземской железной дороги (обошла ее стороной и Московско-Киевская железная дорога), - Калуга оказалась в стороне от оживленных путей к западным и южным портам. Она превратилась из былого крупного всероссийского поставщика товарного хлеба – в провинциальный городишко, в котором к 1904 году насчитывалось всего 35 мелких промышленных производств, и трудились около двух тысяч рабочих. В 1914 году в Калуге насчитывалось около 56 тысяч жителей. К началу 1940-х годов – около 90 тысяч… Сегодня население областного центра – около 350 тысяч человек. Бурное строительство промышленных производств началось в городе в годы Советской власти. В годы первых пятилеток и, особенно, в послевоенные годы – в Калуге появились и начали выпускать свою промышленную продукцию многие флагманы отечественного машиностроения, такие предприятия, как: «Калужский машиностроительный завод», «Завод транспортного машиностроения» им. Тельмана, «Калужский турбинный завод», завод «Путевых ремонтных машин» (ныне филиал РАО «Российские железные дороги»), «Калужский электромеханический завод», «Калужский завод автомотоэлектрооборудования», «Калужский моторостроительный завод», «Завод «Тайфун» и другие… Практически все они и поныне являются градообразующими предприятиями Калуги. До 90 процентов промышленных предприятий Калуги работали на оборонную промышленность, поставляли высокотехнологичное оборудование и изделия для бронетанковых войск, войск ПВО, Военно-Космических и Военно-Морских Сил СССР и России. Неувядаемой славой в памяти современников останется подвиг калужан в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Около 150 из них стали Героями Советского Союза. Уроженец земли Калужской, начинавший свою воинскую службу на артиллерийских складах в Калуге еще в Первую Мировую войну, Маршал Победы Георгий Константинович Жуков стал четырежды Героем. Бывший токарь машиностроительного завода НКПС Анатолий Терентьевич Карпов, ставший в годы войны летчиком, был дважды удостоен звания Героя Советского Союза. 15 калужан стали полными кавалерами орденов Славы, пятеро повторили подвиг Александра Матросова. С октября по 31 декабря 1941 года длилась немецко-фашистская оккупация Калуги. При отступлении фашисты разрушили 196 домов, оставив без крова более 850 семей. Воины-освободители 50-й армии, вместе со всей героической Красной Армией, именно от Калуги начали свою победную поступь, начав отсчет освобожденным от фашистов советским городам. С образованием 5 июля 1944 года Калужской области, город Калуга стал её административным центром. В 1967 году Калужская область была награждена орденом Ленина, а в 1971 году, в год своего 600-летия, Калуга была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
|