Почти все статьи, посвященные американской экономике, создают впечатление, что решение проблем зависит от экономистов. Но Вашингтон сотрудничает с лучшими представителями профессии, а воз и ныне там. Экономика похожа на облако: только попав вовнутрь понимаешь, насколько оно размыто и неопределенно, и только образующие его частички пара имеют значение. Также и экономика. Она состоит из бесчисленного количества сделок с товарами и услугами, в основном со стороны компаний. Их поведение - вот что определяет все. И его нельзя рассмотреть, изучить и понять с далекого расстояния, с отдаленной перспективы экономических моделей и статистики - нужно стоять на твердой на земле, в гуще событий, там, где строится экономика, там, где она рушится, и там, где ее нужно чинить. А на земле существует два типа компаний: исследующие и эксплуатирующие. В экономике есть и те, и другие, однако, в здоровой экономике в почете исследователи. Они обеспечивают тот дух "предпринимательства”, который сделал Соединенные Штаты экономической сверхдержавой. К сожалению, сейчас в Америке правят бал эксплуататоры. Экономическое развитие идет в цикле, который начинается с молодых, исследовательских предприятий, которые выводят на рынки новые продукты, услуги и процессы. Со временем, добившись успеха, многие исследователи превращаются в эксплуататоров. Рынки насыщаются, гениальные, новаторские идеи заканчиваются, думать и двигаться дальше лень. И тогда, вместо того, чтобы разрабатывать новые продукты, они расширяют существующие линейки; сокращают затраты за счет своих работников; лоббируют правительства, чтобы добиться привилегий; объединяются с конкурентами, чтобы ослабить конкуренцию; манипулируют потребителями, чтобы вытрясти с них все, до последней копейки. Конечно, они они рискуют остаться не у дел, когда придет новое поколение исследователей - молодых динамичных компаний, готовых бросить вызов разжиревшим и разленившимся корпорациям. И тогда начнется новый цикл разрушения и созидания. А теперь взглянем на Америку, где толстых и ленивых спасают во что бы то ни стало, считая, что они "слишком велики, чтобы позволить им упасть”. На самом же деле, многие из них слишком велики - или, по меньшей мере, слишком бездарно управляемые - чтобы успешно работать. Как еще объяснить тот факт, что крупные банки ставят свое будущее в зависимость от ипотечных бумаг, от которых за версту несет "мусором”? Высшее руководство либо не удосужилось присмотреться к ним, либо цинично считало, что им все ни по чем, а остальным управляющим либо было все равно, либо они не могли достучаться до своих боссов. Эта американская проблема выходит далеко за пределы искусственного жизнеобеспечения для нежизнеспособных. На каждый Apple и Google - исследователей, лучших в своем роде - приходится бесчисленное множество энергетических компаний с удобным налогообложением, оборонных контрактов, сосущих средства государственных бюджетов, фармацевтических компаний, которые покупают инновации и выжимают из рынка все по максимуму, благодаря патентам, которые государство выдает совершенно бесконтрольно. Хуже того, многие начинающие фирмы в Америке стартуют сразу в эксплуататорском секторе. Раньше американские предприниматели старались создать прочную систему и хорошее наследие, то сейчас все стремятся как можно раньше провести IPO, чтобы побыстрее получить наличные. Это порочная практика, которая лишает нас возможности выучить необходимые уроки. Когда экономисты хвастают высокой производительностью в США, они имеют ввиду эксплуатацию - то есть поиск способов оптимизации рабочих процессов. Но на деле вся эта производительность деструктивно эксплуататорская. Вспомните, сколько корпораций уволило огромное количество сотрудников при первом же падении стоимости акций, выбросив за борт низкооплачиваемых, перерабатывающих рабочих и перегоревших менеджеров. Зато исполнительные директоры сохранили все свои премии и бонусы. Чтобы понять, куда все это ведет, представьте компанию, которая увольняет всех своих рабочих, а потом отгружает заказанные товары из запасов на складах. Экономическая статистика будет считать ее в высшей степени производительной, конечно, до тех пор, пока у нее не кончатся запасы. Так вот, запасы американских компаний уже почти на нуле. В этом контексте у Америки нет быстрых решений и готовых рецептов для существующих экономических болезней. Нет ничего проще, чем уволить людей или напечатать новых денег; но не так-то просто отказаться от деструктивного поведения. Американскую экономику смогут вылечить только ее компании, одна за одной. Нужно изменить свое отношение, а для этого потребуется большая самоотдача и много терпения - качества, которых катастрофически не хватает современной Америке. А начинать нужно с президентских люксов, очистить корыстных наемников, подтолкнуть их обитателей к настоящему руководству. Это самое легкое: откажитесь от неприличных компенсационных пакетов и наемники исчезнут сами по себе. Люди, заинтересованные в создании прочных и достойных компаний, понимающие, что сделать это можно только работая сообща, займут их место. Чтобы построить успешный бизнес, нужно время. Время на изобретение новых продуктов, на улучшение процесса обслуживания клиентов, на поддержку работников, которая будет повышать их самоотдачу. Термины тоже имеют значение: нужно, например, отказаться от выражения "человеческие ресурсы”, потому что успешные компании - это сообщество заинтересованных людей, а не скопление разрозненных и безучастных активов. Государство должно отказать в поддержке крупным устоявшимся корпорациям, и направить свою помощь новым, растущим компаниям. Новичкам не следует без оглядки бросаться в объятия близоруких аналитиков фондового рынка (да и старым компаниям стоит воздержаться от этого). В то же время, можно использовать регулирование и налогообложение, чтобы сократить объем внутридневной торговли и другие спекулятивные практики, которые вытесняют полезные инвестиции и искажают процессы коммерческой деятельности. Кроме того, Америке сейчас нужны менеджеры, которые знают, как позаботиться о своей компании. Целые армии управленцев с дипломом MBA, которых научили управлять всем в целом, но ничем в частности, - тоже часть проблемы, а не ее решение. Равно как и экономисты, которые хотят изучать облака, но при этом не промочить одежды. Генри Мицберг, профессор менеджмента МакГилльского университета Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
|