УЧЕТНАЯ СТАВКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Важным методом регулирования денежного обращения является учетная (процентная) политика центрального банка, относящаяся также к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение. Способность центрального банка воздействовать на цену кредита определяется его ролью как субъекта кредитной эмиссии, а также существованием по многим видам банковских ставок фиксированного отношения к ставкам центрального банка, закрепляемого часто различного рода межбанковскими соглашениями или решениями высших органов управления. Во многих государствах учетная ставка является официальной ставкой центрального банка. Она выступает основой для проведения дисконтной политики, под которой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента. Посредством нормы процента происходит переучет векселей при необходимости превращения их в банковские кредиты. Таким путем происходит трансформация коммерческого кредита в банковский. Однако этот инструмент не позволяет в полной мере контролировать предложение денег коммерческими банками, поскольку его основное предназначение в настоящее время сильно изменилось. Переучет векселей был создан в США с целью устранить стремление вкладчиков превратить свои депозиты в наличные деньги вследствие потери ими уверенности в надежности банковских учреждений. Поэтому переучет векселей был создан как метод, благодаря которому депозитные деньги дополнительно внедрялись на денежный рынок, а затем изымались. В таком случае коммерческие банки могут получить кредиты для своевременного удовлетворения запросов вкладчиков путем переучета активов, и соответственно, приобретает свое значение выражение "кредитор последней инстанции”, применяемое в отношении центрального банка. Последний в период кризиса в состоянии представить первичную ликвидность, необходимую для конверсии депозитов во избежание либо временного прекращения выплат банками, либо значительного сокращения количества денег. Учетная ставка процента представляет собой взимаемый центральным банком процент по предоставляемым им кредитам коммерческим банкам. С позиций последних величина учетной ставки представляет собой неизбежные издержки, связанные с увеличением резервов. Если уровень учетной ставки понижается, то объем спроса со стороны коммерческих банков на кредиты центрального банка возрастает, а их кредитные возможности увеличиваются, соответственно, увеличивается и денежная масса. Обратный результат получается при повышении учетной ставки центрального банка. Регулирование процентных ставок является в историческом аспекте одним из первых инструментов воздействия на кредитную сферу (считается, что впервые оно было использовано для ограничения ростовщичества). Пик использования банковских ставок как метода регулирования центральным банком денежного обращения пришелся на 50 — 60-е гг. XX столетия, когда контроль над ставками в том или ином варианте использовался в государствах с рыночной экономикой. Большое значение придавалось процентной политике в 70-е гг. XX столетия, когда в условиях расширения международного движения капиталов только процентные ставки позволяли оказывать влияние на валютный курс, а через него на внутреннее денежное обращение. Это было связано с тем, что резервы центральных банков большинства развитых стран оказались весьма незначительными, а операции на открытом рынке — относительно неразвитыми. Однако в настоящее время значение этого метода регулирования постепенно уменьшается.
Полностью отказаться от процентной политики как метода денежно-кредитного регулирования достаточно сложно из-за существования определенных макроэкономических эффектов этого метода, остающейся, а иногда возрастающей нестабильности банковской системы, процентной политики, затрагивающей интересы отдельных социальных слоев и групп. С целью сохранения этого метода денежно-кредитного регулирования центральные банки пересматривают его содержание путем изменения соотношения ставок центрального банка и денежного рынка, изменения значения разных видов ставок центрального банка, повышения динамичности ставок при одновременном сокращении диапазона их изменения, преимущественного использования косвенных методов воздействия на ставки. Необходимость такого пересмотра связана с постоянным развитием денежного рынка, а также с изменением уровня и инфляции. Последняя часто поднимает процентные ставки настолько, что падает их способность выполнять регулирующие функции. Учетные операции центральных банков используются в качестве важного инструмента оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Так, повышение учетной ставки увеличивает цену получаемого коммерческими банками дополнительного резерва денежных средств, что, в свою очередь, ведет к удорожанию кредита, выдаваемого клиентам. В результате происходит определенное сдерживание рыночной конъюнктуры и снижение деловой активности в экономике. Но в условиях гиперинфляции учетная ставка экономически оправданно привязывается к уровню инфляции. Дело в том, что заниженный уровень учетной ставки по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков (при отказе от привязки процента по кредитам к учетной ставке). Теоретически учетная ставка должна соответствовать норме процента межбанковского кредита (ссуд, выдаваемых одним коммерческим банком другому) или курсу правительственных казначейских векселей (используются для безэмиссионного финансирования государственного бюджета). В стабильной экономике уровень учетной ставки повышается в период экономического роста и снижается в момент спада, но эта закономерность не выполняется в условиях высоких темпов инфляции. Увязка депозитного процента с учетной ставкой позволяет сохранить с учетом предполагаемого снижения инфляции достаточно высокую привлекаемость срочных депозитов и стимулировать снижение номинальных процентных ставок кредитов коммерческих банков при одновременном сохранении их реального положительного значения (пересчитанных с учетом темпов инфляции).
|